

Начальные учреждения дополнительного образования детей
Детские (молодежные) центры создания технологий
Изготовление кукол из ткани — Кукла-мамочка
Автор: учитель
Г. Сергиев Посад 2011
Разработка посвящена развитию интереса детей 10-14 лет к русской шитой кукле как виду народного искусства и обучению изготовлению шитых кукол по традиционным технологиям.
Разработанные материалы полезны для педагогов дополнительного образования, обучающих детей изготовлению традиционных набивных кукол. Они показывают процесс изготовления очень интересной куклы-матери, как с точки зрения производства, так и с точки зрения игры. Когда ремни развязаны, дети могут иметь до пяти кукол-младенцев одновременно.
Источником практического опыта данной разработки стала работа художников Анны и Марии Дмитриевых и результат их практической работы с детьми в творческом объединении «Хозяюшка», созданном разработчиками.
Данная разработка может быть использована для приобщения детей к популярной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в средней школе.
— Благодаря изготовлению мумифицированных кукол у детей повышается интерес к народной культуре и традициям.
-В процессе работы знакомить детей с историей и разнообразием набивных кукол.
— Развивать художественный вкус и способствовать развитию творческого потенциала каждого ребенка.
— Научитесь делать русские куклы по традиционным технологиям
— Развивает глазомер и умение обращаться с тряпками
— Воспитывает стремление к самостоятельному творчеству
— Развивает навыки изготовления мумий и
— Развивает организованность, настойчивость и заинтересованность в достижении целей.
Материалы и инструменты:
● Белая ткань для головы, туловища и капюшона основного тела.
— разноцветные ткани для одежды куклы и пеленок; — иглы для ручного шитья
— Иглы для ручного шитья, — Иглы для ручного шитья, — Иглы для ручного шитья, — Иглы для ручного шитья, — Иглы для ручного шитья
Рабочая спецодежда :
— индивидуальные: подбор тканей, личная демонстрация изделия, самостоятельная работа над изделием; — групповые — представление серии заданий, объяснения и обсуждение фронтальной презентации.
— Группы — фронтальное представление серии заданий, объяснение и обсуждение.
Методы работы :
— Обновление: история куклы, демонстрация образцов, последовательность заданий и
— Детские мероприятия под руководством гида.
Дизайн и содержание курса.
1. подготовительный этап: приветствие и представление темы урока. 2.
2. обзор: история кукол, информация об их образах и символах, демонстрация образцов, последовательность выполнения заданий.
3. подготовка рабочего места, повторение правил техники безопасности.
4. выбор материалов для изделия.
5. творческая работа. Практические части работы.
6. подведение итогов.
— 7. усвоение полученной информации и оценка навыков и компетенций, приобретенных во время работы, 8.
— 7. интерес ребенка к процессу изготовления продукта, а также к результатам; 8.
— Демонстрация деятельности каждого ребенка; и
— анализ индивидуальной и коллективной работы.
Основные части (содержание курса):.


1. темы уроков. Изготовление набивных кукол — Куклы-мамы.
В середине 20-го века дети играли с матерчатыми куклами. Куклы играли важную роль. Как символы счастья, доброты, процветания и продолжения рода, они использовались во многих народных праздниках и церемониях.
Они начали крутить кукол в возрасте пяти лет. Куклы тщательно одеваются, при этом оценивается мастерство и чувство стиля владельца. У кукол не было лиц — у них не было лиц.
Согласно народному учению, куклы с лицами обретали душу и становились опасными для детей, в то время как безликие куклы не были живыми и не могли причинить вреда.
Почти все праздничные ритуалы и повседневные ситуации в деревне разыгрывались с помощью кукол. К играм относились очень серьезно, соблюдали порядок проведения ритуалов, вспоминали и повторяли разговоры взрослых, повторяли ритуальные песни, которые они пели.
Кукол никогда не оставляли на улице и не разбрасывали по хатам, а хранили в коробках или корзинах. Кукол можно было считать гостями, и они помещали их в качестве приданого.
Традиционные русские куклы, по назначению — игровые, абелевые, этнографические, по образу — куклы-пики и куклы-варинья, по способу изготовления — швейные и нешвейные (крученые).
Кукла «Мама» состоит из деревенской женщины с красочным сидерипом и пяти кукол-младенцев, прикрепленных к поясу, превращенному в скрученный или сшитый столб.
Последовательность выполнения заданий:.
1. строительство колонн; и
2. «украшение» столбцов рядами цветных сторон, и
3. скручивание одежды ребенка, 3.
4. закрепление подгузника на колонне с помощью плетеного ремня.
3. На вашем рабочем месте должны быть ручные стежки, нитки, тесьма, вата и ножницы-иглы. Перед началом работы необходимо вспомнить о технике безопасности и режущих предметах.
4. выбор материала Для кукол, сделанных отдельно от каждого ребенка, учитывайте сочетание цвета и настроения изделий.
5. изготовление куклы-мумии.
5.1 Начните с построения колонн. Рекомендуемая высота — 15-30 см. В этом случае добавляются детали.
Вырежьте две детали для колонн, одну деталь для дна и четыре детали для рук.Фото 1.
Сшейте вместе и заполните промежуток, предназначенный для создания рук. Сшейте штрихи тела, прошейте швы и создайте деталь руки. Проверьте колонну кузова. Затем подшейте низ, заполняя образовавшийся зазор через не подшитый низ.Рисунок 2.
5.2 Раскрой одежды: рубашек, солнечных платьев, жакетов и шарфов. Для рубашек следует использовать мелкие узоры светлых тонов. Для сарафанов следует использовать более темные и мрачные ткани (например, лен). Пиджаки кроятся из шерстяных тканей. Для платков достаточно цветных посторонних предметов. При раскрое рубашек и сарафанов следует делать прорези для рук.Фото 3.
Сшейте рубашку вдоль заднего шва и наденьте ее на тело. Поместите руки на прорези для рук. Пришейте горловину рубашки к туловищу «тонущим» швом. Линия, по которой сшивается вырез горловины, определяет линию горловины.Фото 4.
Пришейте сарафан к заднему шву таким же образом, как и рубашку. Пришейте его к телу чуть ниже линии рубашки и поместите в куклу. Рубашка должна быть видна на вырезе над сарафаном.
Сшейте жакет вдоль боковых швов и выверните его на изнанку.Рисунок 6.
Оденьте куклу в куртку и сделайте платок ей на голову.Фото 7.
5.3 Следующий шаг — изготовление паруса. Для этого сложите кусок легкой ткани посередине, скрутите его в трубочку и перевяжите ниткой. Сделайте пять штук. Оберните сделанный зазор цветными кусочками так же, как заворачивают ребенка.Фото 8.
5.4 Соберите все детали для завершения куклы-мумии. Поместите одеяло в куклу и завяжите его поясом.Рисунок 9.
5. резюме.
Благодаря полученной информации об истории тряпичной куклы, дети были увлечены выбором тканей и конструкцией куклы. В конечном итоге куклы были сделаны, и результат урока можно считать положительным.
Фотографии были сделаны автором этой статьи.
1.русская тряпичная кукла. Галина и Мария Дейн, кураторы: культура и традиция, Москва 2008.
2.русская народная невеста. , изд. Культура и традиции, Москва 2003.

