Моя кузина начала задавать мне вопросы своим низким, трогательным голосом. Услышав такой голос, вы узнаете акцент каждой фразы. Это как музыка, которую больше никогда не услышишь. Были только яркие глаза и очаровательный чувственный рот, но в ее голосе было столько всего, что любивший ее мужчина не мог забыть потом — сила песни, нежный призыв «слушать», отзвуки наслаждения, и просто та радость, проходящая мимо, веселье и удовольствие перед нами.»


Фрэнсис Скотт Фицджеральд. «Великий Гэтсби».
В великом романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» Дейзи, одна из героинь книги, обладала очень привлекательным голосом. Хотя автор описывает ее внешность, читатель в первую очередь запоминает именно ее голос. Ее голос — это «музыка, которую больше никогда не услышать», «певица, нежный призыв «слушать», эхо веселья и радости». И мы знаем, что это такое. Читая эти строки, мы слышим ее голос во всех его оттенках в наших сердцах. Но если у нас нет очень хорошего представления о ее внешности, мы знаем, что она красива.
Что делает голос человека очень привлекательным? Акцент? Звук? Жестокость голоса, наоборот, мягкость и ожидание?
Решили ли авторы нового исследования изучить, что делает голос запоминающимся и уникальным? Какие акустические особенности голоса более привлекательны для женщин, а какие для мужчин? Вначале исследователи попросили десять молодых людей: «Удачи в испытаниях!». и попросили их оценить привлекательность женского голоса, сказав. Девушка произнесла эту фразу без эмоций, но тремя разными способами. Она произнесла это шепотом, с легким вздохом и с громким, тяжелым вздохом. Затем исследователь менял звучание голоса — высоту, тон и кодировал его разными способами. По данным исследователей, один из получившихся искусственных звуков, один из более высоких тонов, воспринимается как короткий тонкий человеческий голос, испытывающий положительные эмоции. Другие тона, нижние и подземные, вероятно, воспринимались бы как голос высокого и многочисленного человека, испытывающего гнев.
Результаты показали, что повышение тона не увеличивало привлекательность голоса, в то время как снижение тона воспринималось как привлекательность. Увеличение мягкости и голосового дыхания повысило восприятие привлекательности. По мнению авторов исследования, это означает, что снижение тембра голоса, возможно, отражающее увеличение веса, снижает привлекательность женского голоса для мужчин.
С другой стороны, до изменений этот голос принадлежал реальному человеку. Следовательно, могут присутствовать некоторые оттенки голоса девушки. Так, на втором этапе исследования ученые использовали сгенерированные компьютером искусственные мужские и женские голоса для произнесения фразы «Я должен тебе йо-йо». Оба голоса имели несколько вариаций — различные формы записи, тональность и вокальная жестокость. Они были представлены 16 мужчинам и женщинам, чтобы те их прослушали, а также попросили оценить их привлекательность.
Для мужчин были повторены результаты первой части исследования. Низкие голоса считались менее привлекательными, в то время как вздыхающие голоса считались более привлекательными. Теоретически, если привлекательные черты мужского и женского голоса дополняют друг друга, то для женской аудитории должно быть наоборот. Интенсивный мужской голос без шепота и овощей должен восприниматься женщинами как более привлекательный.


Однако выяснилось, что все обстоит с точностью до наоборот. Женщины считают более привлекательными низкие голоса и более мягкие голоса с крючками. Авторы интерпретируют полученные результаты как следствие того, что низкие голоса обычно считаются более грубыми, но разбивают их.
Когда респондентов спрашивали, испытывает ли обладатель голоса положительные эмоции, самый высокий и самый мягкий голоса были оценены как более счастливые как женщинами, так и мужчинами. Низкие мужские и женские голоса были оценены как выразительные и сердитые.
Авторы исследования пришли к выводу, что мужчинам больше всего нравятся мягкие женские голоса, указывающие на меньший размер тела, в то время как женщины указывают на более крупного, но менее агрессивного обладателя.
Поскольку голос и рост связаны с размером тела, они не являются единственными эволюционно важными индивидуальными признаками, по которым происходит отбор партнеров. Что важнее — голос или размер тела, пока нельзя сказать с уверенностью.
Другой вопрос — связь между естественным голосом и тоном, который люди используют в определенных социальных ситуациях. Например, женщины непреднамеренно повышают тон своего голоса, когда разговаривают с привлекательными для них мужчинами. В культурах также могут существовать особые правила, касающиеся голоса и акцента, например, у успешных политиков, военных лидеров, сестер милосердия и т.д. Таким образом, «социальный» голос является одной из характеристик определенной социальной роли.
Дальнейшим интересным продолжением таких исследований является ассоциация голосов с изображениями различных людей и оценка индивидуальных характеристик на основе голоса. Подобные исследования были проведены и российскими учеными. В одном из них слышащий и слепой человек оценивал внешность, эмоциональное состояние и особенности личности говорящего по голосам, услышанным от матери и на иностранном языке в условиях прямого и обратного воздействия речи. Были определены группы слушателей, которые различали характеристики собеседника и свой собственный голос. Было выявлено несколько тенденций в межличностном акустическом восприятии.
В исследовании приняли участие 30 человек (мужчины и женщины в возрасте 20-50 лет). Из них 15 человек были зрячими и 15 — слепыми. Для сбора данных в каждой из трех интересующих нас областей (эмоциональное состояние, личностные характеристики и описание внешности) использовались шкала дифференциации аффективных технологий К. Изарда, шкала личностных различий и вербальные портреты. Испытуемые заполняли анкеты как о себе, так и о коротком текстовом представлении говорящего. Два человека, мужчина и женщина, говорили на татарском и русском языках и участвовали в создании записей, считая свой родной язык родным. Кроме того, языковой компонент был проанализирован с помощью обратных записей. Восемь акустических фрагментов предъявлялись испытуемым в случайном порядке. Согласно инструкции, испытуемые должны были прослушать записи необходимое количество раз и заполнить элементы формы, в которой они поступали, создавая изображение лица, в котором звучал голос. Исследование показало, что голос передает многомерную информацию о говорящем. На основе этой информации можно сделать выводы о личности и эмоциональном состоянии человека. Данные о внешности говорящего могут быть использованы в качестве важной экспертной информации.

