Идеалом средневековой европейской философии была девственность. Однако это противоречило воле Всевышнего. Компромисс был найден.


Вопрос взаимоотношений между мужчиной и женщиной всегда волновал людей. Европейская средневековая культура имеет свои тонкости. Мы знакомы с увлекательными аспектами — поэзией «сладкого стиля», придворной любовью, бардовскими песнями, христианской чистотой и благородными поступками. На самом деле ситуация была более сложной.
«Мужской век»
Средневековый человек был окружен природой и прекрасно понимал, что для выживания вида необходим союз обоих полов. Такой союз не подразумевает превосходства. Привязанность является инстинктивной и иногда может быть сильной и прочной. Такие союзы породили нормальные механизмы жизни общества, такие как муж и жена, семья и клан. Люди видели подобные связи у животных в природе. В культуре появилось много литературных и легендарных «домыслов». Не удалось вспомнить знаменитый «лисий роман» и сатирическую поэму «Роман о петухе».
Несмотря на многочисленные археологические находки, подчеркивающие роль женщин в средневековом обществе, в этот период полностью доминировали мужчины. Об этом свидетельствуют письменные источники, созданные церковниками. Их отношение к представительницам слабого пола было высокомерным и даже презрительным. Конечно, женщины не писали книг. Оглядываясь на работы Элоизы, Марии де Франс и Хильдегарды Бингенской, написанные между 11 и 13 веками, мы также можем поставить под сомнение авторство их произведений. Оскорбленные и убежденные графини и куртизанки предпочитали словам действия.
Из стада мужчин, лишенных женского общения, вышел образ виновника греха, жестокого волка, ненасытной воинственной свиньи. Если она соблазняет, мы должны ее ненавидеть. Аристотель считал, что у женщин нет сердца. Другими словами, это совершенно бессознательные существа, которые не ведают, что творят. Иероним из Слиндона призывал наказать ее и избить за ее проступки. Со временем писатели еще больше «трансформировали» женщину, добавив ей множество черт: бесполезность, болтливость, капризность. Достоинств мало. Главное — хорошо закрытый рот и послушание хозяину.
Несмотря на шквал критики в адрес женщин, отдельные умы задавались вопросом, как совместить Еву и Деву Марию в одном лице. Среди обычных людей это, конечно, не было проблемой. Эту женщину боялись, подозревали и презирали. Ее сексуальное доминирование в семье было беспрецедентным, и мужчина должен был сдерживать ее. Принудительная сегрегация женщин рассматривалась как мера предосторожности. Мужская неосмотрительность была терпима, а попытки женщин сбиться с пути сурово наказывались. Представление о женском сексуальном желании и неспособности мужчин противостоять ему было создано искушенными и проницательными писателями, которые допускали свободу повествования.
Однако насилие в отношении женщин не было безграничным. К нему относились терпимо, а иногда и поощряли, но это была вынужденная мера, своего рода ответ на моральное насилие над женщинами со стороны современников. Для мужчин это был способ выразить свой гнев и отчаяние по поводу непонимания природы своих партнерш.
Интерес представляли черты характера и поведения противоположного пола. Фома Аквинский, отец схоластики, предпринял множество попыток создать типологию женщин. Средневековые ученые обращались не только к астрологии, но и к опыту Гиппократа и Галена. Зима, весна, лето и осень — все они требовали определенных моделей поведения. Масса внешности — стремление к красоте и элегантности, жажда материальных благ, умелое ведение домашнего хозяйства — была вызвана тесной связью женщины с природой и остальным миром. По крайней мере, так думали мужчины.
К сожалению, по объективным причинам невозможно узнать, что думала половина всех человеческих самок о противоположном поле. Анализируя совокупность претензий, предъявляемых женщинам мужской аудиторией в Средние века, легко предположить, что женщины видели другую картину и действовали по-своему.


Половой вопрос в Средневековье
Согласно Библии, к личным вопросам нужно было подходить строго и ответственно. Мужчина и женщина составляют единое целое. Основой целостности небесного союза является моногамия. Следующий шаг — создание семьи и зачатие ребенка. Средневековым идеалом была девственность. Однако это противоречило воле Всевышнего. Был найден компромисс: половой акт разрешался только при рождении ребенка. Мужчине была отведена главная роль в этом процессе. Именно он решил для себя оптимальное время для такого серьезного шага.
Со временем самые умные мужи Церкви завершили формулировку теорий и разработали доктрины по деликатным вопросам. Следует понимать, что Отцы Церкви вообще не имели никакого отношения к женщинам. И, конечно, теория расходилась с практикой.
Изображения обнаженных женщин не рассматривались как проявление эротизма. Нагота считалась бесполой. Истинными символами сексуальности были волосы, руки, цвет губ и лица.
Постепенно в европейскую культуру вошли и другие культурные традиции, в частности, полигамия и признание важности сексуального удовлетворения. Начиная с XI века, богословы начали усердно искать пути выхода из этой доктринальной ловушки. Обниматься было разрешено, а исповедь поощрялась до и после полового акта.
Что касается самого полового акта, то здесь мнения средневекового общества разделились. Поборники морали считали, что это всего лишь воля человека. Барды, с другой стороны, нашли свои истоки в женском желании. Методы контроля рождаемости (прерванный половой акт, различные травяные отвары, чары и даже уговоры) были строго запрещены церковью, поскольку они нарушали традиционное понимание цели полового акта.
Средневековая литература и растущий интерес к ней в первые века сделали интимную жизнь более яркой. Пикантные тематические шутки, рассказы о личной жизни знати и непристойная поэзия «просвещали» аудиторию. Средневековая христианская мысль не до конца понимала взаимосвязь между половым актом и физиологией человека. Духовенство считало неспособность зачать ребенка настоящим грехом. Рукопожатный брак был осужден, потому что Бог не напрасно дал сперму человеку. Однако за эти грехи женщин наказывали больше, чем мужчин. Вероятно, это было связано с тем, что многие вдовы, монахини и безбрачные женщины были вдовами, монахинями и безбрачными женщинами.
Существовали также нетрадиционные сексуальные практики. Они явно осуждались, но открыто не обсуждались. Содомизм был отвратителен, верховая езда на быках как пастушья страсть игнорировалась, а понятие педофилии было иным, чем сегодня. Как только о таких вещах становилось известно, преступников осуждало общество и лишало их имущества. Гомосексуальные отношения рассматривались как личное, а не общественное преступление, и на них реагировали снисходительно.

